Словарь понятий и терминов. Использование икт в профессиональной деятельности Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося

  • § 3. Орфоэпические и акцентологические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • О р ф о э п и ч е с к и е н о р м ы
  • Характеристика ударения в русском языке
  • А к ц е н т о л о г и ч е с к и е н о р м ы
  • Дидактический материал
  • § 4. Лексические и фразеологические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • Л е к с и ч е с к и е и ф р а з е о л о г и ч е с к и е н о р м ы
  • Л е к с и ч е с к и е о ш и б к и
  • С п о с о б ы и с п р а в л е н и я л е к с и ч е с к и х о ш и б о к
  • О ш и б к и в и с п о л ь з о в а н и и ф р а з е о л о г и з м о в:
  • Дидактический материал
  • 3. Соответствие между прилагательными и существительными, с которыми можно
  • 6. В предложениях допущены ошибки в употреблении паронимов:
  • § 5. Морфологические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • М о р ф о л о г и ч е с к и е н о р м ы
  • Имя существительное
  • II. Имя прилагательное
  • 2.1 Краткие прилагательные
  • 3.2 Собирательные числительные оба - обе
  • IV.Местоимение.
  • V. Глагол
  • 8.2. Предлоги ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, сверх, насчёт,
  • 8.4. Умей различать предлоги и самостоятельные части речи
  • Дидактический материал
  • 1.Встретив его случайно в театре,
  • 2.Устраиваясь на работу,
  • 3.Потеряв к этому времени значение оборонительного соору­жения,
  • 4.Приступая к работе над рефератом,
  • § 6. Синтаксические нормы русского литературного языка. Справочный материал
  • С и н т а к с и ч е с к и е н о р м ы
  • 3.Выбор правильного падежа и предлога
  • 4. Употребление деепричастных оборотов
  • 5.Однородные члены предложения
  • 6.Согласование сказуемого с подлежащим
  • 7. Употребление причастного оборота
  • 8. Согласование приложений
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Тема 1.3. Речевой этикет. Контрольные вопросы
  • § 7. Речевой этикет. Нормы и правила делового этикета. Этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнёрами, клиентами. Справочный материал
  • Ф о р м у л ы р е ч е в о г о э т и к е т а
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Тема 1.4. Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. Контрольные вопросы
  • § 8. Понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке специалиста. Справочный материал
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Э т а п ы п о д г о т о в к и к в ы с т у п л е н и ю
  • Где что искать
  • Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение
  • Средства выражения логических связей.
  • Составление различных видов планов
  • Составление вступительной и заключительной части текста выступления. Правила написания вступления и заключения речи.
  • Приемы, используемые в заключительной части выступления
  • Дидактический материал
  • § 10. Редактирование текста выступления. Справочный материал
  • Некоторые виды грамматических ошибок
  • Дидактический материал
  • Задания к тексту
  • § 11. Речевая деятельность и её виды. Справочный материал
  • Дидактический материал
  • § 12. Условия успешного общения. Справочный материал
  • Причины коммуникативных неудач
  • Дидактический материал
  • § 13. Устная разговорная речь. Беседа. Деловая беседа. Справочный материал
  • Жанры речевого общения
  • Дидактический материал
  • § 14. Основные качества речи. Особенности звучащей речи. Невербальные средства общения. Справочный материал
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Тема 2.2. Практическая стилистика. Контрольные вопросы
  • § 15. Понятие о практической стилистике. Функциональные стили речи. Справочный материал
  • Основные разновидности употребления языка
  • Поэтому различают следующие стили речи:
  • Дидактический материал
  • § 16. Научный стиль. Виды информационной переработки текста (конспект, тематический конспект, реферат). Справочный материал
  • Языковые особенности научного стиля
  • Особенности научно – популярного подстиля
  • Виды информационной переработки текста
  • Виды конспектов
  • Порядок подготовки конспекта
  • Работа над тематическим конспектом
  • Как писать реферат
  • Структура реферата
  • Дидактический материал
  • Языковые особенности официально-делового стиля
  • Нормы употребления канцеляризмов
  • В и д ы д о к у м е н т ов
  • Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях.
  • Способы аргументации
  • Дидактический материал
  • § 18. Официально-деловой стиль речи. Составление деловой документации. Справочный материал
  • Административно-организационные документы.
  • Информационно-справочные документы.
  • Речевые ошибки, допускаемые при составлении документов
  • Некоторые виды медицинской документации
  • Дидактический материал
  • § 19. Публицистический стиль речи. Убеждающие жанры. Справочный материал
  • Языковые особенности публицистического стиля
  • Сравнительная характеристика научного и публицистического выступлений
  • Основные речевые действия ведущего
  • Основные речевые действия спорящих
  • Виды вопросов
  • Анализ выступления
  • Дидактический материал
  • § 20. Публицистический стиль речи. Основные техники и приёмы общения с коллегами, партнёрами, клиентами: правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования. Справочный материал
  • Стили общения
  • Общие советы по общению с коллегами, партнёрами, клиентами
  • Правила слушания, ведения беседы
  • Особенности консультирования
  • Основные приёмы консультирования
  • Условия успешного консультирования
  • Дидактический материал
  • § 21. Разговорный стиль речи. Формы и методы общения с пациентами. Справочный материал
  • Некоторые причины несоблюдения лечебного плана (врачебных назначений):
  • Дидактический материал
  • Качество продукции
  • § 22. Разговорный стиль речи. Способы эффективного общения с коллегами, руководством, пациентами и их окружением. Справочный материал
  • Основные синтаксические конструкции, используемые в диалоге «медработник – пациент»:
  • Дидактический материал
  • Словарь понятий и терминов
  • Список рекомендательной литературы
  • Словарь понятий и терминов

    Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

    Формулы речевого этикета - это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении.

    Этикет – это совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения людей в определённых ситуациях.

    Ятрогения - неблагоприятные изменения психического состояния и психогенные реакции, способствующие возникновению неврозов, появляющихся в результате неправильных (неквалифицированных) действий медицинского работника, осуществляющего ненамеренное внушающее воздействие на пациента (например, вследствие неосторожного высказывания о тяжести заболевания, неблагоприятном прогнозе болезни; неосмотрительные ссылки на плохой исход аналогичных заболеваний у других людей и т. д.).

    Тема 1.4. Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности. Контрольные вопросы

      Общее понятие об информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ).

      Задачи ИКТ.

      Классификация средств ИКТ.

      Психолого-педагогические особенности использования ИКТ.

      Формы использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке специалиста.

    § 8. Понятие об информационно-коммуникативных технологиях. Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке специалиста. Справочный материал

    Создание и развитие информационного общества в современном мире предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ ) в профессиональной деятельности, что определяется рядом факторов:

    ● внедрение ИКТ существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

    ● современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

    Использование применяемых в сфере образования ИКТ ставит своей целью реализацию следующих задач, таких как:

    Поддержка и развитие системности мышления;

    Поддержка всех видов познавательной деятельности в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

    Реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

    Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

    1. По решаемым педагогическим задачам :

    Средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

    Средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

    Вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

    Комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

    2. По функциям в организации образовательного процесса :

    Информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

    Интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

    Поисковые (каталоги, поисковые системы).

    3. По типу информации :

    Электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

    Электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

    Электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

    Электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

    Электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

    с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

    Возможности ИКТ могут быть использованы:

    При построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

    Для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

    Для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

    Учебно-методический аспект . Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

    Развитие деятельности человека обусловливается изменением того или иного ее структурного компонента: предмета, цели, содержания деятельности, системы действий, обеспечивающих достижение цели, средств выполнения этих действий. При этом изменение происходит не в каком-либо отдельно взятом звене, а во всей структуре деятельности. В результате преобразуются традиционные и возникают новые формы человеческой деятельности в сфере труда, познания и коммуникации. Современные средства ИКТ стали новым средством, орудием человеческой деятельности.

    Использование средств ИКТ в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психических процессов человека и продолжить разработку принципов исторического развития деятельности применительно к условиям перехода к постиндустриальному обществу. Усвоение знаний предполагает овладение системой обобщений, составляющих основное содержание знаний.

    Природа средств ИКТ вполне определенным образом влияет на формирование и развитие психических структур человека, в том числе мышления. Печатный текст, до последнего времени являвшийся основным источником информации, строится на принципе абстрагирования содержания от действительности и организуется как последовательность фраз в порядке чтения слева направо, что формирует навыки мыслительной деятельности, обладающей структурой, аналогичной структуре печатного текста, которой свойственны такие особенности, как линейность, последовательность, аналитичность, иерархичность.

    Другие средства массовой коммуникации - фотография, кино, радио, телевидение – имеют структуру, значительно отличающуюся от структуры печати. Образы и звуки не направляют ход мыслей слушателя или зрителя от одного объекта к другому с промежуточными выводами, как при восприятии печатной информации. Вместо этого они создают модели узнавания, обращены к чувственной стороне субъекта.

    Подобно тому, как печатные материалы и технические средства массовой коммуникации привели к гигантскому расширению возможностей человеческого познания, фиксации и передачи опыта, компьютер увеличивает потенциал человеческого мышления, вызывает определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. Основными являются процессы организации и интерпретации информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.

    Обучающая среда формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем. Так, понимание сущности явлений и тактика решения проблем описываются как способность воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способ соединения не связанных, на первый взгляд, вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией.

    Средства ИКТ способствуют развитию мышления обучающегося, ориентируют его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании многих явлений и закономерностей, однако, нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, располагающий в результате лишь набором заученных фактов и навыков. Простое сообщение знаний, овладение языком программирования, само умение программировать являются лишь первым шагом на пути реализации его возможностей. Действительно эффективным можно считать лишь обучение, при котором прививаются навыки мышления, причем мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации.

    Таким образом, в связи с использованием ИКТ, пересмотру подвергаются представления не только о мышлении, но и о других психических функциях: восприятии, памяти, представлениях, эмоциях и др.

    Включение ИКТ помогает усовершенствовать и разнообразить традиционные формы передачи и усвоения учебного материала.

    Формы ИКТ:

    Электронные учебники и разнообразные пособия, оформленные в цифровые образовательные ресурсы, расширяют возможности работы с текстом и создают предпосылки для глубокого овладения материалом.

    Дидактическая игра, подкрепленная ИКТ, приобретает, кроме имитационного моделирования изучаемых систем, явлений, процессов, наглядность в оформлении решения и результатов самой игры и действий команды.

    Применение мультимедиа средств в подготовке специалистов предоставляет возможность комбинировать необходимую информацию в разных формах (текст, звук, видео и т.д.).

    ИКТ в преподавании нацеливают обучающихся на развитие определенных навыков и умений самостоятельной деятельности, обеспечивают переход к самообразованию. Как происходит активизация познавательных интересов студентов в классической лекционно-семинарской системе обучения с использованием ИКТ, можно рассмотреть при анализе традиционных форм занятий.

    1. Компьютерные программы не должны использоваться с развлекательной направленностью и с исключительной целью повышения интереса к предмету путем показа визуальных объектов. В языковом развитии обучающегося важно использовать мультимедиа средства (ИКТ) не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации, творческого применения полученных знаний, т.е. иллюстрации должны подкреплять познавательную деятельность, а не заменять её.

    2. При использовании ИКТ важноинтенсифицировать работу с текстом, увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность обучающихся за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как например, различного рода списывания.

    3. Необходимосоздавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся; не перегружать учебный материал использованием ИКТ (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, снизить работоспособность).

    4. Для развития коммуникативной компетенции необходимо продумывать взаимодействие студентов в группе, поэтому важно при использовании ИКТ планировать групповые задания. Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др.

    Корноухова Антонина Викторовна

    Преподаватель математики высшей категории

    Департамент образования города Москвы ГБПОУ города Москвы

    “Техникум сервиса и туризма №29”

    ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

    Цель : проанализировать возможности использования ИКТ в работе преподавателя математики.

    Задачи

    1)Дать определение понятия ИКТ в образовании.

    2) Перечислить виды ИКТ, которые можно использовать в техникуме.

    3)Привести примеры использования ИКТ на уроках.

    Информационные технологии

    ИКТ в образовании – это информационные процессы и методы работы с информацией, представление её с помощью средств ИКТ с целью обучения.

    Количество информации, с которой преподавателю приходится работать, растет с каждым годом. Вся эта информация направлена на решение всего многообразия профессиональных задач, среди которых особое место занимают мотивация обучающегося к учебной деятельности, развитие его учебной самостоятельности, творческой, поисковой активности. И в этом педагогам эффективно помогает все разнообразие информационно-коммуникационных технологий. В современном мире необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в обучении крайне актуальна и неоспорима. Умение применять ИКТ является одним из критериев при оценке опытности и профессионального мастерства педагога.

    Очевидные преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

    Наглядность, зрелищность, выразительность – особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;

    Компактность – возможность накапливать информацию на электронных носителях без накопления значительных объемов папок с информационным материалом на бумажных носителях;

    Экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);

    Возможность творческого развития обучающихся и педагогов через участие в онлайн-олимпиадах, конкурсах, публикации своих работ и проектов в интернет - пространстве;

    Организация постоянного мониторинга самостоятельной работы обучающихся, их текущей успеваемости.

    Таким образом, информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя это, с одной стороны, средство обучения и средство предоставления знаний, а с другой, - использование различных информационных инструментов, автоматизация процесса обработки учебных материалов.

    Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет в полной мере использовать цветовое и мультимедийное оформление.

    Вместе с тем, информационные коммуникационные технологии доступны каждому преподавателю.

    Одной из таких технологий, нашедшей широкое применение в образовательном процессе, является работа в системах дистанционного обучения.

    Среди основных преимуществ дистанционного образования можно выделить:

    • Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.
    • Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию. Развитие интернет сетей, использование мультимедиа технологий делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.
    • Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом, что особенно значимо для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обучение в любое время в любом месте позволяет обучающимся не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. Дистанционные образовательные технологии дают возможность обучаться по избранным специальностям, выбирая учебное заведение, высокопрофессиональных преподавателей, несмотря на географическую отдаленность места проживания обучающегося;
    • Индивидуальность систем дистанционного обучения . Опыт показывает, что обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным; творчески относится к обучению.

    Несмотря на множество достоинств, этот метод имеет и свои недостатки:

    • Недостаток (а иногда и отсутствие) прямого очного общения между обучающимся и преподавателем. Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для учащегося является мощным побудительным стимулом.
    • Высокая трудоемкость разработки электронного учебно-методического контента.
    • Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложности мотивации слушателей. Необходимо наличие целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
    • Необходимость в качественном техническом оснащении (современный персональный компьютер и высокоскоростной доступ в Интернет).

    В ГБПОУ города Москвы «Техникум сервиса и туризма №29» создан портал дистанционного обучения с применением виртуальной обучающей среды Moodle, который предоставляет преподавателям широкие возможности по применению разработанных ими электронных учебно-методических материалов в учебном процессе.

    Портал дистанционного обучения – это целый комплекс возможностей для всех участников образовательного процесса:

    • для преподавателей:
    • учебно-методическое обеспечение дисциплины в структурированной форме;
    • удобный инструмент для учета и контроля работы студентов;
    • установление сроков выполнения задач;
    • использование аудио и видео материалов: демонстрация учебных видеофильмов позволяет значительно повысить интерес обучающихся к изучаемому материалу, наглядно и разносторонне дать представление о предмете обучения и т.п.;
    • простота корректировки учебно-методических материалов дисциплины;
    • богатый инструментарий для создания фондов оценочных средств – тестовых материалов для проведения контроля знаний студентов с применением различных типов вопросов.
    • автоматизированную систему оценки работы студентов: возможность объективного, независимого и, что немаловажно, автоматического оценивания значительно экономит время преподавателя на контроль знаний.
    • для студентов:
    • логично структурированный учебно-методический материал;
    • средства самоконтроля;
    • объективная оценка знаний;
    • дистанционное овладение учебным материалом;
    • для техникума:
    • современное, полнокомплектное учебно-методическое обеспечение дисциплин;
    • единую информационную образовательную среду;
    • возможность оперативного контроля учебного процесса.

    Программа Microsoft Excel для работы с электронными таблицами из семейства Майкрософт, как известно, - мощное средство для создания диаграмм, графиков, простых и сложных вычислений. Сегодня представители практически всех профессий должны владеть интерактивными технологиями и знать офисные программы, в том числе, уметь работать с таблицами и презентациями.

    Еще один ИКТ-инструмент– Microsoft Power Point - программа для создания презентаций. С помощью данной программы можно подготовить качественный учебный материал. Данная программа предоставляет преподавателю широкие возможности для организации всех видов учебной работы обучающихся: создание диаграмм, анимаций, гиперссылок, добавление триггеров, видеороликов, звукового сопровождения, включая собственные комментарии, разнообразное оформление, собственные инструменты рисования, запись работы.

    ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА И КОНТРОЛЯ

    ЗНАНИЙ:

    Цилиндр получается вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон (рис. 4).

    Конус получается вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов (рис. 5, а).

    Усеченный конус получается вращением трапеции, один из углов которой является прямым, вокруг боковой стороны, прилегающей к этому углу (рис. 5, б).

    АНО ВПО

    «Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

    ИТОГОВЫЙ РЕФЕРАТ

    по программе повышения квалификации (ПК)

    «Обновление деятельности преподавателя-организатора ОБЖ

    в соответствии с требованиями ФГОС»

    Тема:

    « Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности учителя ОБЖ »

    Реферат подготовил:

    Емельянова Ирина Валентиновна

    Должность:

    учитель ОБЖ

    Место работы:

    МБОУ "ООШ № 21" г.Ангарск

    Номер и дата договора:

    2016/01-6866-12 от 06.12.2016

    4 января 2016 г.

    г. Ангарск, Иркутская область

    Российская Федерация

    Введение

    Образование XXI века строится на принципах, во многом отличающихся от предыдущих столетий. Так, основополагающими категориями в процессе обучения стало развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого, становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности, формирование готовности к самообразованию. Естественным шагом для достижения новых результатов обучения стал поиск нового, соответствующего современному поколению учеников, инструментария педагогики. Современное инновационное образование в школе предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля учащихся в учебном процессе

    В связи с этим в настоящее время в образовании широко применяются информационные технологии. Наиболее востребованными в практике российских образовательных учреждений являются следующие направления использования информационных технологий:

      Компьютерные программы и обучающие системы (компьютерные учебники, диагностические и тестовые системы, тренажеры и имитационные программы, лабораторные комплексы, экспертные системы, базы данных и базы знаний по различным областям, прикладные и инструментальные программные средства).

      Информационные среды на основе баз данных и баз знаний.

      Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети.

      Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпуск учебных пособий и документов на различных носителях.

      Электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ учащихся к мировым информационным ресурсам.

    Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

    1. Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ

    Специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией. Уроки ОБЖ более специфичны, в отличие от других школьных предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах. Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключается в следующем:

      Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

      Изучение конкретного Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроках ОБЖ.

    Таким образом, Интернет имеет огромные информационные и дидактические возможности при подготовке и проведении уроков ОБЖ.

    Информационные технологии позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. На занятиях учитель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме.

    Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет школе.

    Мультимедийные технологии открывают возможности учителям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

    Главная цель учителя, применяющего информационно-компьютерные технологии в преподавании ОБЖ - это эффективный прием преодоления сложности изучения материала путем опоры на активизацию формирования умений и навыков учащихся, развитие умственного мышления и воображения.

    Применяя информационно-компьютерные технологии на уроках ОБЖ учитель реализует продуктивную модель обучения, то есть изучение материала, происходит не ради знакомства с самим материалом (с возможной последующей оценкой глубины этого знакомства через ответы на вопросы), как в продуктивной модели, а ради решения определенной задачи. Интерактивное обучение способствует вовлечению всех учащихся в процесс познания, дает возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Этим создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность и, что делает продуктивным сам процесс обучения.

    В практике обучения школьников ОБЖ наблюдаются как знаниево-ориентированный, так и личностно-ориентированный подход. Курс ОБЖ предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование определенных умений и навыков поведения школьника при чрезвычайных ситуациях природного, социального, техногенного характера. При первом из названных подходов наблюдается академизм содержания обучения, преобладание деятельности учителя над деятельностью ученика, наличие негативного стимулирования. В случае реализации личностно-ориентированного подхода обеспечивается практический аспект изучаемого материала, приоритет положительного стимулирования. Практические работы в ходе урока ОБЖ в будущем помогут учащимся преодолеть стресс при возникновении опасности в реальных условиях, принять единственно правильное решение, которое позволит свести к минимуму травмы и гибель людей, материальные потери, защитить себя.

    Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.

    В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и ОБЖ. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Кроме использования этих учебников, я составляю презентации, в которые включаю необходимые схемы, таблицы рисунки и видеоматериалы.

    Кому-то кажется, что использование информационных коммуникационных технологий позволяет учителю расслабиться на уроке, ведь за него все делает компьютер с установленной программой. Однако разработка уроков и использованием информационных технологий требует большого количества личного времени. И эта работа почти невозможна в школе, поэтому оцифровку видео, сканирование, поиск в Интернете чаще всего ведется с использованием домашнего компьютера. Но все эти затраты оправдываются, когда видишь, какой результат дают плоды твоего труда на уроке.

    2. Применение ИКТ на уроках ОБЖ

    Подготовка печатных раздаточных материалов

    Использование ИКТ позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению со стандартным «рисованием от руки» и последующим переписыванием (либо ксерокопированием). Созданные на компьютере документы легко редактировать и выводить на печать снова и снова. Можно вводить, редактировать и форматировать текст, вставлять в него рисунки, таблицы и диаграммы. Можно создавать различные документы, подготовить раздаточный материал для уроков, тексты контрольных работ, тесты, помочь оформить школьникам пояснительные записки к творческим проектам. А также быстро и качественно изготовить необходимое число карточек по каждой теме.

    Специфика предмета ОБЖ заставляет применять в качестве наглядного материала множество фотографий, рисунков, схем. Получить всё это в своё распоряжение можно следующим образом:

      Фотографии сделать самому или использовать готовые из различных мультимедийных источников;

      Рисунки и схемы изготовить с помощью графических редакторов или использовать их из книг, газет, журналов и мультимедийных источников.

    Наиболее простой способ – сканирование изображения. Это несложный процесс и его хорошо знают дети уже после первого года изучения информатики.

    Мультимедийное сопровождение уроков ОБЖ

    При изучении материала учителю ОБЖ необходимы иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность, а не только информативность.

    Использование мультимедийной техники, с одной стороны - облегчает работу учителя, с другой - обязывает не только овладевать компьютером, но и тщательнее планировать уроки для более эффективного обучения.

    На уроках используются основные формы взаимодействия учителя и учащихся.

    Пассивный метод –взаимодействие учащихся и учителя, в котором учитель является основным действующим лицом и управляет ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным. При выборе данного метода презентация несет в основном иллюстративную нагрузку.

    Активный метод –учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока. Учащиеся - не пассивные слушатели, а активные участники.

    Интерактивный метод - в отличие от активных методов, ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивном уроке - направление взаимодействия учащихся друг с другом на достижение цели урока. Как показала практика, использование презентаций в любом случае повышает познавательную ценность урока, его эффективность независимо от метода обучения.

    Структура комбинированного урока с применением мультимедийной техники имеет существенные преимущества. При помощи презентации каждый этап урока можно стараюсь сделать более плотным, наглядным и информационным. Однако, чрезмерное использование презентаций на уроке может привести не только к снижению его эффективности, но и снижению интереса школьников к предмету, как таковому. Поэтому при проектировании урока с использованием презентации необходимо учитывать возраст ребенка, особенности его восприятия. Например, применение графиков и диаграмм, для младших школьников нецелесообразно, напротив яркие образы способствуют более полному восприятию нового материала. Кроме этого мной всегда соблюдается регламент использования презентации и варьируется от 25 до нескольких минут в соответствии с процентным распределением времени урока предложенному Д.Колбом. Безусловно, что презентация не может полностью вытеснить традиционные приемы работы на уроке, такие как устный ответ, письменная работа и другие.

    Для каждого этапа урока с применением презентации в своей работе следую определенным правилам.

    На начальном этапе урока (организационная и содержательная установка или мотивация) призванном сконцентрировать внимание учащихся на теме, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изучения нового материала использую слайды для создания проблемной ситуации с последующим выходом на формулирование темы самими учащимися. Этому способствует количество слайдов, определенные анимационные эффекты, информативность изображения (рисунки, фотографии, графики, диаграммы). Стоит отметить, что применение на слайде статистических таблиц нецелесообразно, так как они трудно воспринимаются и анализируются школьниками любого возраста.

    При создании таких слайдов применяю: речевое, музыкальное, визуальное (иллюстрации с подписями к ним) сопровождение в зависимости от темы урока. При этом основными направлениями моей работы являются:

    Формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы;

    - развитие ассоциативного мышления.

    В данном случае совместно с детьми определяю проблему и пути ее решения.

    На следующем этапе урока – проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся, применяю презентацию для вывода в любой момент на экран той информации, которая является опорной для проверки знаний и их актуализации. Имею возможность возврата к ранее пройденным темам, непосредственному восстановлению конспекта, хода предыдущего урока, использованию визуальных подсказок, что способствует развитию долговременной памяти, укреплению внутрипредметных и межпредметных связей. Эту часть урока иногда ставлю перед этапом целеполагания, особенно если урок является продолжением изучения нового или обобщения ранее пройденного материала.

    На этапе изучения основного материала подбираю задания, при выполнении которых обеспечивается получение школьниками новых знаний, навыков и умений. Таким образом, при создании этой части учебной презентации придерживаюсь основного требования - на слайде должна находиться только полезная информация, отражающая цели и задачи урока. Особое внимание уделяю отбору информации и иллюстративного материала с указанием авторов, названий, событий, дат.

    При работе в интерактивном режиме процесс получения новых знаний происходит во взаимодействии учеников между собой, а также учителем. Работа с презентацией позволяет мне наглядно заполнять заранее приготовленные формы (конспект урока).При этом учу детей формулировать главные мысли, и выражать их конкретно, лаконично. При проектировании слайдов планирую поэтапное заполнение схем причинно-следственных связей с использованием знаний по новому материалу или по другим предметам. Презентации обладают определенным преимуществом по формированию практических навыков, когда при помощи смены слайдов или анимации последовательно демонстрирую каждый шаг действий. В этом случае происходит не только более яркая их иллюстрация, но и увеличивается время для индивидуальной работы с ребенком.

    Слайды могут нести и инструктивный характер в преддверии каких-либо действий, закрепления порядка их последовательности.

    Во время закрепления изученного материала, диагностики прочности усвоения знаний, оценивания работы на уроке создаю презентации по принципу гибкости, наглядности, непредвзятости. При выборе такого подхода, предоставляю каждому ученику самому оценить свои успехи, определить ошибки, скорректировать их. В этом случае достоинство презентации состоит в том, что она позволяет при правильной конструкции не только выдавать правильный ответ, но и иллюстрировать его фрагментом урока.

    Использование презентации выигрышно при проведении рефлексии, инструктажа по выполнению домашнего задания, подведению итогов урока, поскольку позволяет быстро восстановить весь ход урока, акцентировать внимание на значимых для выполнения домашней работы частях. При этом, ученики вынуждены становиться активными участниками, вспоминать ход собственных рассуждений и повторно формулировать главные мысли.

    В заключительной части урока, презентация позволяет мне вернуться к его началу, построить диалог о достижении поставленных целей и задач. В результате такого окончания занятия, уже владею информацией об успешности изучения нового материала.

    Кроме этого в своей работе применяю презентацию:

      как элемент здоровьесберегающей технологии - гимнастика для глаз (релаксационная, двигательная).

      для развития познавательных процессов;

      патриотического воспитания;

      формирования культуры и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.

    Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.

    Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий

    Тесты в современном учебном процессе широко внедряются в практику изучения многих предметов, в том числе в преподавание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

    Если говорить о методике использования тестов, то она очень разнообразна. Используя тесты можно осуществлять многие функции. Так в ходе обучения можно информировать учеников, доводить цифры и факты, подкреплять излагаемый материал данными из тестов. Возможен эвристический вариант, когда даем тест и возможные ответы. Ученик должен найти правильный ответ и объяснить, почему он верный, а остальные нет.

    Компьютерный контроль, включающий материалы для диагностики уровня ЗУН, имеет ряд преимуществ:

      экономит время на выявление ошибок;

      компьютерный контроль ведется дифференцированно с учетом индивидуальных возможностей учащихся;

      статистическая обработка результатов дает возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме.

    Работа с тестами развивает у учащихся навыки самостоятельной работы. В результате использования тестовых заданий, происходит повышение активности учащихся, растет качество знаний.

    Заключение

    При современных условиях обучения в школе невозможно обойтись без современных информационно-коммуникативных технологий. Их применение повышает у учащихся мотивацию к обучению. Учитель должен владеть навыками работы на компьютере и уметь использовать компьютер как удобный инструмент в своей повседневной деятельности.

    Компьютер облегчает деятельность преподавателя ОБЖ в школе, храня массу данных и программ, необходимых в работе, помогая быстро подготовить планы, отчёты, донесения и проекты приказов, по сути своей – это целый рабочий комплекс, обеспечивающий быстрый поиск нужной информации и её представление в удобном для пользователя виде.

    Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

    Главные итоги применения ИКТ на уроках ОБЖ:

      Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

      Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;

      Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;

      Появление и рост у учащихся познавательного интереса;

      Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

    Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ является одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения.

    Список литературы

      Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.В. Петров. – М. : Академия, 1999.

      Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высшего проф. образования / А. П. Панфилова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 192 с

      Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / И. Г. Захарова. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 189 с.

      Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя / О.Б. Ставрова. – Москва: Интеллект-Центр, 2007. – 144с.

    ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) - это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

    Роль ИКТ в современном обществе

    В настоящее время можно наблюдать постоянный рост влияния медиатехнологий на человека. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей: еще лет двадцать назад ребенок предпочел бы посмотреть фильм, чем прочитать книгу. Однако сегодня под мощным прессом информации, рекламы, компьютерных технологий, электронных игрушек, игровых приставок и т. п. все сильнее отрывается от реальности. Сейчас, если школьнику не избежать прочтения книги, он уже не идет в библиотеку, а скачивает ее на свой планшет. Очень часто можно наблюдать такую картину: в парке, сквере или торгово-развлекательном комплексе сидит группка молодых людей, они не общаются друг с другом, все их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам. Если подобное явление будет наблюдаться и дальше, то вскоре дети полностью разучатся общаться. И вот министерства образования многих стран на нашей планете вместо того, чтобы развивать у школьников интерес к живому общению и учебе вообще, решили пойти по пути наименьшего сопротивления и дать детям то, что они хотят. Как утверждают некоторые специалисты, мозг ребенка лучше воспринимает новую информацию, если она подается в развлекательной форме, вот почему они с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств (в связи с этим сегодня постоянно растет использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования). С этим трудно поспорить, но ведь обратная сторона медали такого учебного процесса заключается в том, что дети перестают общаться с учителем, а значит, снижается способность думать. Куда лучше перестроить учебный процесс, чтобы он не был скучным и всегда поддерживал в ребенке жажду новых знаний. Но данный вопрос придется оставить на совести чиновников.

    Понятие коммуникационных и информационных технологий

    Процессы информатизации в современном обществе, а также тесно связанная с ними реформа образовательной деятельности, характеризуются совершенствованием и массовым распространением современных ИКТ. Их активно используют для передачи данных и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современной системе дистанционного и открытого образования. Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности.

    Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационно-коммуникационная технология - это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. Но и это еще не все. По сути, информационно-коммуникационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством ИКТ является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией.

    Средства ИКТ, применяемые в современной системе образования

    Основное средство ИКТ-технологии для информационной среды системы образования - это персональный компьютер, оснащенный необходимым программным обеспечением (системного и прикладного характера, а также инструментальные средства). К системным в первую очередь относят операционный софт. Он обеспечивает взаимодействие всех программ ПЭВМ с оборудованием и пользователем ПК. В данную категорию также включают сервисный и служебный софт. К прикладным программам относится обеспечение, которое представляет собой инструментарий информационных технологий - работа с текстами, графикой, таблицами и т. д. Современная система образования широко использует универсальный прикладный офисный софт и средства ИКТ, такие как текстовые процессоры, подготовка презентаций, электронные таблицы, графические пакеты, органайзеры, базы данных и т. п.

    Развитие информационных и коммуникационных технологий

    С организацией компьютерных сетей и аналогичных им средств процесс образования перешел в новое качество. В первую очередь это связано с возможностью оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря глобальной компьютерной сети Интернет теперь возможен мгновенный доступ к планеты (электронным библиотекам, хранилищам файлов, базам данных и т. д.). В этом популярном ресурсе опубликовано более двух миллиардов различных мультимедийных документов. Сеть открывает доступ и позволяет использовать другие распространенные ИКТ-технологии, к их числу относятся электронная почта, чат, списки, рассылки. Кроме того, разработано специальное программное обеспечение для общения онлайн (в режиме реального времени), позволяющее после установления сеанса передавать текст (вводится с клавиатуры), а также звук, изображение и различные файлы. Такой софт дает возможность организовать совместную связь удаленных пользователей, с запущенным на локальном персональном компьютере обеспечением.

    7. Обеспечение гибкости обучения.

    Негативное воздействие ИКТ-средств на обучающегося

    Информационно-коммуникационная технология, внедренная во все приводит к ряду последствий негативного характера, в числе которых следует отметить ряд отрицательных психолого-педагогических факторов влияния на здоровье и физиологическое состояние обучаемого. Как уже упоминалось в начале статьи, ИТК приводит к индивидуализации учебного процесса. Однако в этом кроется серьезный недостаток, связанный с тотальной индивидуализацией. Такая программа влечет свертываемость и без того дефицитного в учебном процессе живого диалогического общения участников: студентов и преподавателей, студентов между собой. Она предлагает им, по сути, суррогат общения - диалог с компьютером. И в самом деле, даже активный в речевом плане ученик надолго замолкает при работе с ИКТ-средствами. Это особенно характерно для обучающихся дистанционных и открытых форм образования.

    Чем же это так опасно?

    В результате такой формы обучения в течение всего занятия ученик занят тем, что молча потребляет материал. Это приводит к тому, что часть мозга, отвечающая за объективизацию мышления человека, оказывается выключенной, по сути, обездвиженной в течение многих лет учебы. Необходимо понимать, что обучаемый и так не имеет необходимой практики формирования, формулирования мыслей, а также диалогического общения на профессиональном языке. Как показали психологические исследования, без развитого общения не сформируется на должном уровне и монологическое общение ученика с самим собой, именно то, что принято называть самостоятельным мышлением. Согласитесь, что заданный самому себе вопрос является наиболее верным показателем наличия самостоятельного мышления. В результате, если пойти по пути индивидуализации обучения, то можно упустить саму возможность формирования в человеке творческого процесса, происхождение которого построено на диалоге.

    В заключение

    Подводя итог, можно отметить еще один существенный недостаток информационно-коммуникационных технологий, который вытекает из главного преимущества - общедоступности опубликованных в сети информационных ресурсов. Зачастую это приводит к тому, что ученик идет по пути наименьшего сопротивления и заимствует в интернете готовые рефераты, решения задач, проекты, доклады и т. д. Сегодня этот уже привычный факт подтверждает низкую эффективность такой формы обучения. Конечно, перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако внедрять их необходимо обдумано, без маниакальной тотализации.

    Loading...Loading...