Музыкальная педагогика и тенденции её дальнейшего развития. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном образовании Программные средства обучения музыки

1

Статья посвящена такой актуальной проблеме профессионального образования, как использование информационных технологий в структуре современного музыкального образования. Данные технологии рассматриваются как возможный инструмент разрешения противоречий между необходимостью оптимизации процесса музыкального обучения с помощью внедрения информационных, информационно-коммуникативных и компьютерных технологий и отсутствием теоретического и методического обоснования их использования в современном музыкальном образовании. В данной статье проблема использования информационных технологий в процессе обучения музыке проанализирована с позиций философии, педагогики и психологии. Автором были выделены основные направления развития процесса интеграции традиционного и дистанционного видов обучения музыке, выявлены основные причины недостаточного использования компьютерных методов музыкального обучения, а также было определено место процесса дистанционного музыкального обучения в проблематике современной науки.

информационно-коммуникативные технологии

современное музыкальное образование

педагогические технологии дистанционного обучения

дистанционное обучение музыке

информационные технологии

1. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное и открытое образование: проблемы и перспективы // Интеграция образования. - 2002. - №2/3. - С. 99-105.

2. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические проблемы перестройки деятельности в компьютерном обучении // ЭВМ и проблемы музыкального образования. - Новосибирск, 1989. – С. 15-23.

3. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987. - 263с.

4. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. – Т. 3. - 399 с.

5. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2004. - №4 (9). - С. 123-138.

6. Дьяченко Н. Г. Технические средства обучения в системе комплексного воспитания музыканта (к постановке проблемы): дис. ... канд. искусствоведения. - Л.: 1983. - 200 с.

7. Заболотская И. В. Новые информационные технологии в музыкальном образовании: дис. ...канд. пед. наук. - СПб.: 2000. -196 с.

8. Ключкова Е.Ю. Основные направления процесса интеграции дистанционного и традиционного музыкального образования // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: материалы V Международной научно-практической конференции (г. Москва, 13 марта 2014 г.). - М., 2014. - С. 39-42.

9. Рапацкая Л.А. Музыкальное образование в университете: традиции и инновации // Высшее образование в России. - 2011. - №6. - С. 84-90

Активное развитие различных видов техники, в том числе и компьютерной, начавшееся в середине XX века и охватившее все сферы деятельности человека, теперь является неотъемлемой частью действительности. Электронные технологии используются повсеместно, в науке и культуре, в быту и при организации досуга. В музыкальной педагогике подобные методики появились только в последние десятилетия, однако они уже приобрели большое значение в сфере творческой деятельности, что не могло не отразиться на учебных планах различных профильных заведений, где стали внедряться курсы музыкальной информатики и электронной музыки для композиторов. Также стали возникать компьютерные классы в музыкальных школах, сформировались такие направления, как звукозапись для звукорежиссеров, саунд-дизайнеров, звукотехников и звукооператоров. Во многих частных музыкальных школах ведутся занятия для концертных и радио DJ(ди-джеев). Также активно, особенно в последнее время, обсуждается вопрос формирования самостоятельной формы дистанционного музыкального обучения.

Следует отметить, что музыкально-педагогический процесс изначально весьма консервативен. Это объясняется тем, что методика преподавания, особенно исполнительских дисциплин, складывалась и выверялась на протяжении многих десятков, а то и сотен лет. Традиции и опыт многих авторитетных педагогов, зафиксированные в авторских методиках, определяют устойчивость форм и видов обучения, репертуара, взаимодействия между учителем и учениками. Однако все вышесказанное совершенно не означает, что в музыкальной педагогике не происходит никакого развития. Имеется в виду всего лишь определенная устойчивость и преемственность традиций, основанных на эмпирически обусловленных методах работы. Особенно это касается представителей исполнительского направления музыкальной деятельности, которые являются подавляющим большинством среди всех обучающихся музыке .

С данным фактом связаны и формы обучения, так как исполнительские навыки передаются через личный контакт с педагогом в процессе индивидуальных занятий, а не при помощи лекций, предназначенных для широкой аудитории. Поэтому ограничиться разработкой методических руководств по овладению инструментом невозможно, как не представляется реальным подменить различными рекомендациями процесс живого общения с педагогом по специальности. Именно в этом заключено самое главное отличие музыкально-педагогического процесса от других форм организации обучения, принятых в других учебных заведениях гуманитарного направления.

Однако, в музыкальной деятельности есть ряд дисциплин (например, теоретические и историко-теоретические дисциплины) которые не предъявляют строгих методических требований к организации учебного процесса. Именно с этим связан тот факт, что первые комплексы по развитию слуховых навыков и чувства ритма, компьютерные программы и дистанционные курсы были разработаны в США по предметам «Элементарная теория музыки», «История музыки», «Сольфеджио» (Дж. Эванс, Р. Глейзер и Л. Е. Хомм и др.). В этом же направлении работали педагоги различных учебных заведений, среди которых ведущие музыкальные и музыкально-педагогические ВУЗы страны.

Стоит отметить, что, несмотря на активное внедрение методов дистанционного обучения в музыкально-педагогический процесс, отношение к этому в среде преподавателей весьма неоднозначное. Определенное негативное отношение к компьютеризации музыкальной сферы деятельности человека связан не только с общим консерватизмом музыкально-педагогических устоев, но и с рядом проблем, связанных с организацией процесса формы обучения на расстоянии. Для успешного получения знаний и овладения умениями и навыками необходимо выполнение ряда педагогических условий, которые являются обязательными для успешного учебного процесса, таких, как наличие оборудования у всех участников, владение навыками работы с компьютером и сетью Интернет. Перед руководством учебного заведения всех уровней, как правило, встают вопросы: кого, чему и как обучать при внедрении дистанционной формы обучения?

Во многих профильных музыкальных учебных заведениях России уже сейчас существует разновидность дистанционной формы обучения в виде мастер-классов. Однако, данная форма получения информации носит разовый характер и, как правило, очень ограничена по времени. Для представителей отдельных направлений, например, для звукорежиссеров, существуют курсы повышения квалификации как с получением дипломов и сертификатов, так и без таковых. Отдельных полноценных факультетов удаленного музыкального обучения в России пока не существует, хотя основы законодательного урегулирования системы дистанционного образования были зафиксированы впервые в 1995 г. Целым рядом законодательных актов, в которых были прописаны основные понятия, цели и задачи, связанные с дистанционной формой обучения. Основным же документом, регламентирующим применение новых технологий в образовательной сфере, на данный момент является Федеральный Закон Российской Федерации №11-ФЗ, который регулирует изменения в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В данном законе впервые были зафиксированы основные определения, касающиеся применения электронных ресурсов в обучении и неконтактных образовательных технологий. Данный документ является полноценной законодательной основой и открывает возможность для организации дистанционного обучения в учебных заведениях любого уровня .

Однако, несмотря на радужные перспективы, связанные с государственной поддержкой дистанционного образования во всех сферах науки, по-прежнему остается открытым вопрос, чему можно учить при помощи данной формы организации педагогического процесса?

Анализируя программы дистанционного обучения в России и за рубежом, можно сделать вывод, что данная форма используется, прежде всего, в тех специальностях, где основой являются не практические навыки, а теоретические знания. Программ, связанных, например, с искусством, медициной или спортом очень мало, так как в процессе передачи практических навыков без непосредственного контакта возникает ряд проблем, в том числе экономических. Что же касается уже существующих программ, то отсутствует необходимая статистика успешности применения не отдельных технических программ, а самостоятельной формы удаленного обучения. По сути, единственным в мире аккредитованным музыкальным заведением, осуществляющим полноценный процесс дистанционного обучения музыке, в том числе и по исполнительскому направлению, является колледж «Беркли-online», который ежегодно выпускает десятки дипломированных музыкантов во всем мире, обучавшихся по программе удаленного обучения. Во многих музыкальных учебных учреждениях развиваются отдельные виды дистанционного обучения, такие, как тиражирование DVD или CD дисков с записями лекций, концертов, мастер-классов, видеоконференции, внедрение обучающих сред типа MOODLE в рамках преподавания теоретических дисциплин. Особое распространение Интернет-технологии получили среди студентов музыкальных учебных заведений в связи с возможностью просмотра и анализа концертных записей выдающихся музыкантов прошлых лет, которые со временем приобрели не только эстетическое, но и воспитательное обучающее воздействие.

Однако, следует отметить, что, несмотря на существенные плюсы дистанционного музыкального образования, многие педагоги по-прежнему относятся к данной форме обучения настороженно. Это связано, в первую очередь, с тем, что для использования компьютера и информационных технологий в обучении, необходимо обладать определенными знаниями, умениями и навыкам в технической области или постоянно взаимодействовать со специалистом в данной сфере. При этом педагог должен осознавать реальные возможности электроники в рамках музыкального обучения, отдавать себе отчет в том, насколько успешным будет применение методов дистанционного обучения в учебно-методической работе, владеть навыками составления алгоритмов компьютерных обучающих программ, обладать знаниями в области оптимизации предоставления компьютерной информации. Именно с этими факторами связана сложность в организации самого процесса получения музыкального образования в удаленной форме. Педагоги многих учебных заведений, занимающиеся данной тематикой, задаются вопросом, как именно осуществить внедрение удаленных форм обучения в образовательный процесс .

Ментюков А.П., считает, что единственную и наиболее эффективную возможность использования различных вариантов дистанционного обучения предоставляет на данный момент разработка методических пособий по дисциплинам исторического и теоретического цикла и их активное распространение через сеть Интернет. При этом должны учитываться пожелания будущих абитуриентов, студентов, уже обучающихся в учебных заведениях или самостоятельно, а также должна учитываться перспектива использования этого контента в образовательном процессе.

На сегодняшний день только два учебных заведения в России имеют на своих Интернет-сайтах разделы, в которых представлены материалы, предназначенные для получения дистанционного образования - это колледж им. Гнесиных и Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки. Это связано с тем, что область удаленного музыкального обучения еще находится в стадии развития, учебные электронные пособия и авторские видеоматериалы педагогов только создаются. В первую очередь разработка компьютерных обучающих программ затрагивает теоретические дисциплины, такие, как элементарная теория музыки, гармония, полифония, история музыки и некоторые другие.

Подобную картину можно наблюдать не только в России, но и в большом количестве других стран, хотя во многих учреждениях существует возможность компьютерного обучения, но, как правило, она ограничивается доступом к ресурсам нотной библиотеки, архиву аудио и видеозаписей, тестам самоконтроля, как это было осуществлено, к примеру, в Массачусетском Технологическом институте или в Йельском университете.

Если приводить конкретные примеры, то среди зарубежных разработок, посвященных дистанционному музыкальному обучению, можно выделить несколько наиболее интересных и популярных компьютерных программ и интернет-ресурсов (ViolinLab, Ear-Master, MusicwareExplorer, SingingTutor), которые можно рассматривать в качестве технического средства обучения, помогающего в получении знаний, формировании общих музыкальных и специальных умений и навыков. Самой известной из перечисленных программ является «EarMaster» («Мастер развития слуха»). Данная программа предназначена для развития музыкального слуха и чувства ритма и используется на начальных этапах обучения музыке в частных музыкальных школах. Если говорить об обучении игре на инструментах, то для дистанционной формы используется чаще всего гитара. В качестве наглядного примера можно рассмотреть музыкальную обучающую программу «GuitarHero». Красивая графика, привлекательное в тембровом отношении звучание инструмента и простота изучения нот в виде табулатур делают данную программу весьма популярной у начинающих. Принцип работы подобных программ построен на воспроизведении записи мелодии или пьесы и графическом изображении расположения нот на грифе и времени их нажатия.

Также существует множество программ для написания и редактирования нот (Finale, Sibelius, GuitarPro, Score), работы с аудиофайлами (SoundForge, Cakewalk и др.), звукозаписи (ProTools, Cubase, Nuendo и др.). Данные программы в соответствии с образовательными стандартами, принятыми в России, теперь входят в учебный план дисциплины «Музыкальная информатика» .

Несмотря на низкий уровень использования компьютерных технологий в музыкальном педагогическом процессе, развитие в данной отрасли продолжается. Об этом свидетельствует появление курсов музыкальной информатики и электронной композиции, которые преподаются не представителями технических наук, а музыкантами. Популяризация звукорежиссуры тоже способствует повышенному вниманию к компьютеру со стороны музыкантов. Также позитивно влияет на процесс развития дистанционного образования модернизация индустрии музыкальных инструментов. Огромный выбор синтезаторов, электрогитар, электронных барабанных установок, электроскрипок и др. также вызывает интерес в музыкальной среде и требует определенной методики преподавания. Именно в этой отрасли преподавания основ игры на электроинструментах и происходит основное развитие дистанционных форм образования в виде видео-уроков, курсов лекций, записанных на диски, компьютерных программ, предназначенных для создания табулатур (например, GuitarPro), online-занятий при помощи программы Skype и др..

В заключение следует отметить, что актуальность внедрения методов дистанционного обучения в систему музыкального образования тесно связана с общей ситуацией в современной педагогике, ориентированной на развитие и укрепление межпредметных связей, среди которых наиболее активно развивается взаимодействие с техническими направлениями и средой компьютерных технологий. Также очевиден тот факт, что электронная музыка постепенно привлекает все больше внимания со стороны профессиональных музыкантов и композиторов, как в академической среде, так и в других музыкальных стилевых направлениях. Отдельно следует сказать, что наличие определенных проблем в художественном воспитании подрастающего поколения подталкивает к поиску различных решений, учитывающих современные технологии, окружающие учеников в их повседневной жизни.

Рецензенты:

Рапацкая Л.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва;

Немыкина И.Н., д.п.н., профессор кафедры музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Ключкова Е.Ю. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19703 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств.

Компьютер предоставляет широкие возможности в творческом процессе обучения музыки, как на профессиональном уровне, так и на уровне любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии открыли принципиально новый этап технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе трансляции по Интернету).

Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями . Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо:

· во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей,

· во-вторых, для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т. п.).

В некоторых вузах России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана. В подобных учебных заведениях на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с использованием световых и цветовых спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы.


Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т. п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

Широко распространенные проектные задания с компьютерными презентациями, которые позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал.

3.1 Программные средства обучения музыки

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

· музыкальные проигрыватели,

· программы для пения караоке,

· музыкальные конструкторы,

· музыкальные энциклопедии,

· обучающие программы,

· программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Первая группа программ включает такие программы, как Windows Media Player, WinAmp и т. д.

Они позволяют воспроизводить музыкальные файлы, создавать список мелодий, записывать их в различных форматах. Этот спектр программ широко известен всем пользователям операционной сиситемы Windows.

Для преподавания пения целесообразно использование таких программ, как например, VocalJam. Сочинить свою собственную композицию можно с помощью программы KarMaker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни.

Большую помощь на уроках музыкальной литературы, музыки оказывают музыкальные энциклопедии. Например,«Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия » , где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу.


Программа «Музыкальный класс» , позволяет заниматься как музыкой, так и сольфеджио. Эта программа носит обучающий характер. Она адаптирована для учащихся младших классов.

В программе имеется также раздел «Теория музыки» , в котором пользователь самостоятельно выбирает урок, прослушивает его и выполняет упражнения для проверки усвоения знаний. Недостатком программы является быстрый темп проигрывания музыкальный материалов.

В программе также предусмотрены режимы музыкальных игр, к примеру, «Крестики-нолики» , «Музыкальные кубики» . Сущность игр состоит в определении инструментов, ансамблей длительности нот. Данные игры позволяют составлять музыкальный диктант из кубиков.

Такой раздел программы, как «История музыкальных инструментов» содержит информацию о группах музыкальных инструментов, их видах и истории создания. А гармонично дополняет этот раздел программы режим работы «Электронное пианино ». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание очень эффективно, так как наряду с теорией осуществляется и практика: пользователи не только теоретически изучают музыкальные инструменты, но и виртуально играют на них.

Ко всему прочему, программа «Музыкальный класс» оснащена «Киберсинтезатором ». Эта функция делает возможным создание собственного произведения в выбранном пользователем стиле. Своеобразный «музыкальный конструктор» легок в обращении, пользователь не нуждается в специальных знаниях.

Таким образом, программы, подобные программе «Шедевры музыки», являются хорошим средством вовлечения обучаемых в творческий процесс создания собственной музыки. Это также и способ формирования у них устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.

Создать собственное музыкальное произведение помогут и такие программы, как например, Cubase, FL Studio, Dance eJay. Это программы довольно сложны в обращении и требуют от пользователя детального изучения, навыков и умений.

Примером программы для написания и редактирования нотного текста является программа Final. Она также делает возможным сочинение мелодий, их аранжировку.

Использование на уроках компьютера и одновременно синтезатора привлекательно для обучаемых. Они могут прослушать произведение в исполнении преподавателя, самостоятельно исполнить произведение разными тембрами.

Информационные продукты и технологии в музыкальном образовании

Астахова Евгения Геннадьевна

преподаватель музыкальных дисциплин ВКГК

г. Усть-Каменогорск

Основные цели музыкального образования -- развитие слуха, музыкальной памяти, овладение музыкальным инструментом и свободное мышление учащегося языком мелодики, ритма и тембра. Опытом многих десятков поколений педагогов выработана система музыкального образования, в основе которой лежат индивидуальные занятия по принципу «педагог--ученик». Практика показывает также, что никакие технические средства обучения, в том числе и персональный компьютер, не смогут заменить эту веками сложившуюся пару, работающую в сложнейшей сфере человеческого сознания. Компьютерные технологии с успехом дополняют занятия музыкой и помогают педагогу делать уроки ярче и увлекательнее. С использованием новейших информационных продуктов в музыкальном образовании появились новые методики и технологии обучения, что значительно расширило возможности познания основ музыкального искусства. В данной статье исследуются некоторые вопросы применения информационных продуктов и технологий в разных сферах музыкального образования.

В настоящее время музыкальная педагогика претерпевает внедрение инноваций в процесс обучения игре на музыкальных инструментах. Изменился мир, мы вступили в эпоху информационных технологий, выросло новое поколение детей, которое требует от педагогов новых знаний и умений. Опираясь на традиционные методики подготовки юных музыкантов, используя личный накопленный опыт, прибегая к помощи научных разработок, педагоги получают в итоге качественно новый продукт, который и называется «инновацией». В современной обстановке это просто необходимо.

По своим способностям учащиеся делятся на одарённых, талантливых, способных и учащихся со средними, а порой и слабыми музыкальными данными. Именно для последних, в первую очередь, необходимы инновационные методические программы, специальные методики, направленные на развитие таких свойств и качеств как интеллект, эмоциональная отзывчивость на музыку, слухо-двигательная координация, музыкальный слух и музыкальное воображение. Именно этим часто вынужден заниматься педагог на уроках обучения игре на музыкальном инструменте, поскольку недостаточное развитие отмеченных выше качеств учащегося является, безусловно, тормозящим фактором успешного обучения такому сложному виду деятельности как музицирование. Порой приходится разъяснять, казалось бы, и самые простые вещи: ведь то, что кажется само собой разумеющимся и понятным педагогу, не всегда представляется таким же учащемуся. Данную проблему помогают решать на уроках обучения игре на музыкальных инструментах информационные продукты и технологии.

Информационные технологии -- это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации.

Информационные продукты -- программы, базы и банки данных, другая компьютерная информация.

Быстрое развитие и использование информационных ресурсов и технологий не только открывает новые возможности, но и ставит в целом новые задачи музыкального образования. Цифровая технология сделала своего рода революцию, она позволяет объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение; на основе этой технологии создаются мощные новые средства представления и передачи знаний, а так же средства обучения. И сегодня, в век скоростей и прогресса, компьютерные технологии и информационные ресурсы все увереннее занимают свое место помощника учителя музыки при усвоении некоторых формальных правил музыкального языка и выработки определенных навыков. Занимательность при работе с компьютерными программами гораздо выше традиционного зазубривания, смысл которого познается только в зрелом возрасте.

Вместе с тем, можно отметить, что разные компьютерные программы рассматриваются как новая форма предъявления знаний, которые способны стимулировать механизм познавательной деятельности на уроке, а также развить стойкий интерес ученика к обучению.

Существующие программы, которые можно использовать для уроков музыки в общеобразовательных школах, колледжах, ВУЗах можно поделить на группы. Это музыкальный инструмент обучение информационный

  • · Музыкальные редакторы
  • · Энциклопедии
  • · Игровые программы
  • · Программы-тесты и викторины
  • · Комбинированные программы

Любой из представленных информационных ресурсов в комплексе решает основные задачи музыкального образования и может использоваться преподавателем на разных этапах обучения.

Музыкальные редакторы открывают учащимся возможности для экспериментирования с электронными звуками

Энциклопедии, такие, например, как CD-ROM-программы, предназначены для индивидуальной работы учащегося с компьютером. Они иллюстрируют учебный материал.

Игровые музыкальные программы очень разнообразны по смыслу, структуре и форме. Такие программы помогают активизировать внимание учащихся, больше прослушивать разной музыки, ориентироваться в эпохах, стилях; а игровой элемент, который присутствует в программах, позволяет сделать ее нескучной и интригующей.

Программы-тесты и викторины разрабатываются с учетом конкретной цели и содержания урока. Они создаются педагогами и учащимися для своего учебного заведения. Чаще всего тесты и викторины направлены на закрепление учебного материала.

Комбинированные программы. Данные информационные ресурсы объединяют возможности всех или нескольких групп программ.

В основе всех вышеперечисленных информационных продуктов лежит цифровой звук , который появился с развитием компьютерных технологий и всецело завоевал весь мир.

Со времен Моцарта и Сальери музыку и математику считают довольно близкими сферами. Взять хотя бы общепринятую систему нотной записи, которая основана на трех строгих метрических системах: высота звука (частота колебания упругого тела), громкость звука (амплитуда колебания) и темп (цифра метронома). Все это объединяется ритмом и гармонией -- своеобразной матрицей музыкального мышления.

Нотный текст это только план, программа реально звучащего произведения. Нотный текст несет в себе четкий ряд особым образом зашифрованных формальных знаков, понятных любому музыканту мира. По сути дела академические музыканты -- первые программисты, много столетий назад разработавшие алгоритм записи музыкального произведения.

Развитие вычислительной математики и радиотехники привело к тому, что звуки, используемые человечеством для повседневной жизни, стали переводиться из аналоговой в цифровую форму.

Цифровая звукозапись -- представление звука в виде набора бит (международная единица измерения количества информации), который последовательно описывает значение уровня амплитуды звуковой волны в каждый момент времени звучания звукозаписи. Затем эти значения обрабатываются в различных программах воспроизведения звука, называемых медиаплеер - аудио- и видеопроигрывателях. Звуковые данные для использования на компьютере и в цифровых проигрывателях, «упаковываются» и (часто) «сжимаются», при помощи различных алгоритмов кодирования -- кодеков, после чего -- записываются в файл-медиа контейнер (например, WAV или MP3). Размер файла звукозаписи может сильно варьироваться в зависимости от степени сжатия -- от нескольких килобайт до нескольких мегабайт на 1 секунду оцифрованного звука.

Оцифрованное представление звука получило свое широкое распространение благодаря удобным носителям - компакт-дискам, флеш-картам и MP3 проигрывателям , а также благодаря интернету. Файлы звукозаписи можно изменять при помощи программы-редактора , которая позволяет не только редактировать существующие, но также создавать новые файлы звукозаписи: отдельные звуки, аранжировки, мелодии.

Работа композитора опирается на четкую, столетиями выработанную регламентацию. Музыкальные законы и правила композиции сохраняются и при использовании продуктов компьютеризации. Поэтому вполне закономерно, что информационные продукты и технологии уверенно внедрились как в сферу общего музыкального образования, так и в сферу частных методик обучения музыке, в том числе и композиции. Введение в учебные программы музыкальных училищ и вузов предмета «Компьютерные технологии в музыке» предъявляет особые требования к учебному процессу. Согласно этим требованиям участники образовательного процесса системы училище-вуз обязаны овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для практически неисчерпаемого осуществления музыкальной творческой деятельности.Современное музыкальное образование предъявляет дополнительные требования к подготовке преподавателей музыки. Продолжается широкое развитие компьютерных технологий, проникающих во все сферы деятельности современного музыканта.

Таким образом, информационные продукты и компьютерные технологии являются тем инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учащихся, развивать их творческий потенциал, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса.

Литература

  • 1. Труды II Международного конгресса ЮНЕСКО. Информатика и образование. Политика в области образования и новые технологии. В 4 т.-УДК 378 007. “Глобус”: М. 1997.
  • 2. Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование. К., 2000. №1. С. 45-50.
  • 3. Бекенова Д. У. Информационные технологии в музыкальном образовании [Текст] / материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.
  • 4. http://ru.wikipedia.

Информационные технологии в музыкальном образовании.

В настоящее время современная музыкальная педагогика испытывает значительные преобразования, которые связаны с внедрением в педагогическую практику новых педагогических методов, приемов и форм работы с учащимися. В конце XX и начале XXI века отмечается распространение информационных технологий практически во всех сферах деятельности человека, включая образование. Информационные технологии все более активно используются при изучении большинства учебных дисциплин, происходит информатизация сферы образования.

В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных делают образовательный процесс более интенсивным, повышают скорость восприятия, понимания и, что важно, глубину усвоения большого объема знаний.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства. В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:

    технические средства: компьютерная техника и средства связи;

    программные средства, которые могут быть различного назначения.

Педагогические цели применения информационных технологий заключаются:

    в развитии личности (в развитии мышления, эстетического воспитания), формировании информационной культуры;

    в осуществлении общей информационной подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»);

    в интенсификации учебно-воспитательного процесса, что предполагает повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов познавательной деятельности.

В настоящее время существует большое количество различных классификаций педагогических программных средств. По методическому назначению педагогическими программными средствами могут выступать:

    компьютерные учебники (уроки);

    программы-тренажеры (репетиторы);

    контролирующие (тесты);

    информационно-справочные (энциклопедии);

    имитационные;

    моделирующие;

    демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);

    учебно-игровые;

    досуговые (компьютерные игры: ролевые, логические, спортивные и др. типы).

Применение новых информационных технологий в музыкальном образовании позволяет оптимизировать средства, формы и методы обучения, находить рациональные решения тех или иных учебных задач, выбирать целесообразные пути совершенствования учебного процесса, способствует преодолению ряда трудностей, возникающих при традиционной форме преподавания. Существуют следующие виды компьютерных образовательных программ:

    электронная музыкальная энциклопедия;

    библиотечные информационно-поисковые системы (нотные архивы);

    компьютерные программы контроля знаний.

Музыкальные компьютерные программы способствуют воспитанию художественного мышления музыканта; развитию музыкальных способностей; изучению основных понятий, терминов; формированию практических навыков; творческой деятельности обучающихся.

На сегодняшний день музыкальные компьютерные программы разрабатываются по следующим основным направлениям музыкального обучения: программы, дающие теоретические знания; программы, направленные на развитие слуха; программы по музыкальной литературе; программы, дающие знания и навыки по специальности; программы, развивающие творческие способности; комбинированные программы.

    Программы, дающие теоретические знания. Направлены на усвоение учащимися закономерностей и правил построения музыкальных произведений, основных теоретических понятий. Программы, как правило, содержат игровые и учебные разделы, в которых объясняются многие музыкальные термины, элементы музыкальной грамоты и теории музыки, тестовые задания на определения нот, аккордов и т. д.

    Программы, направленные на развитие слуха, Включают в себя различные тренинги для выработки чистоты интонации, гармонического, мелодического слуха и т. д. Они содержат разновидности слухового диктанта, позволяющего тренироваться в определении нот, интервалов, гамм и т. д. и упражнения с графической фиксацией высоты тона для контроля чистоты интонации.

    Программы по музыкальной литературе . Это могут быть книги, энциклопедии, небольшие иллюстрированные справочники по различным музыкальным произведениям, содержащие набор музыкальных произведений в виде MIDI-файлов, краткие биографии композиторов и музыкантов. Тексты программ по истории музыки и музыкальной литературе иллюстрируются слайдами и репродукциями, фрагментами из музыкальных произведений, видеофрагментами, могут содержать дикторский текст, сопровождаемый слайд-шоу из подобранных музыкальных и художественных произведений и статьи. С помощью таких программ можно познакомиться с творчеством композиторов различных стран и эпох, узнать их биографии, получить информацию о созданной им музыке, узнать о различных жанрах музыкального искусства, знаменитых певцах и музыкантах, о музыкальных инструментах.

    Программы, дающие знания и навыки по специальности . Обеспечивают овладение каким-либо музыкальным инструментом – фортепиано, гитара и пр. (естественно, до определённого уровня).

    Программы, развивающие творческие способности. Как правило, это игровые обучающие программы общеразвивающего направления. С их помощью дети учатся сочинять или, например, составлять как из кубиков, несложные мелодии, играют с разными вариантами ритма, инструментов и создают уже свои композиции.

    Комбинированные программы . Содержат знания по истории, теории музыки, основам композиции. Включают в себя лекции, упражнения, игры, развивают творческие способности.

Новые информационные технологии всё шире применяются в современной музыкальной практике. Появляются новые разновидности электронных музыкальных инструментов (синтезаторы, музыкальные компьютеры). Применение систем мультимедиа в музыкальном образовании позволяет использовать для учебных целей записанные на лазерных компакт-дисках музыкальные энциклопедии, книги, справочники, различные антологии. Современный урок музыки - это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Музыкальные компьютерные технологии также широко применяются во внеурочной и концертной деятельности.

Одним из ведущих направлений в области музыкальной педагогики ХХI века выступает знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями. Освоение информационно-компьютерных технологий объективно необходимо как для профессиональной подготовки исполнителей, так и для использования как источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т. п.).

Кроме того, внедрение информационных образовательных ресурсов в педагогический процесс требует от педагогов -музыкантов медиакомпетентности, умения обращаться со специальными компьютерными программами, иметь пользовательские навыки работы с информацией, способствует повышению квалификации самого педагога.

Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т. п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром», позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

Таким образом, информационные технологии - это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения в преподавании музыкальных дисциплин. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо. Грамотное и систематическое применение информационных технологий дает обучающимся, преподавателям возможность более эффективного распределения времени для реализации творческого потенциала.

Внедрение новых информационных технологий в практику музыкального образования способствует совершенствованию устоявшихся форм и методов обучения. Новые современные методы обучения призваны реализовывать идеи личностно-ориентированного и развивающего обучения, повышать эффективность и качество учебно – воспитательного процесса.

Современные технологии оказывают положительное педагогическое воздействие на воспитание музыкальной культуры обучающихся, развитие наглядно-образного мышления, музыкальных знаний, умений и навыков, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся, способствуют усилению мотивации учения.

Особые условия:

Самая выгодная цена курса!
- Гарантированные подарки каждому обучающемуся
- Рассрочка оплаты
- Возможность досрочно закончить обучение. Цена обучения не меняется!
- Процесс обучения сопровождает высококвалифицированный преподаватель.
- Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.

Для кого предназначен курс: Педагоги по музыке, работающие в соответствии с требованиями ФГОС в ДОУ, НОО, ООО, СПО3+,ВО3+ нового поколения - общеобразовательных школ, гимназий, школ-интернатов, детских школ искусств, средне-специальных, высших и других типов образовательных учреждений, методисты, классные руководители, желающие поддержать своих учеников в их образовательном движении; локальные координаторы дистанционного обучения; руководители, которые меняют стереотипы в обучении; студенты старших курсов педагогических вузо в.

О курсе:

Современная жизнь требует нового подхода к обучению. Стремительно развивающиеся технологии все активнее проникают в жизнь и творчество человека. Новые информационные технологии в музыке произвели переворот в процессе создания, редактирования и записи звука. Благодаря этому, музыка используется как средство обучения и предмет изучения, что делает её актуальной в настоящее время. Поэтому этот курс представляет определенный теоретический и практический интерес, как для педагогов, так и для учащихся XXI века. Компьютерные технологии предоставляют много интересных возможностей в музыкальном образовании, и это может стать эффективным средством, базой для музыкального творчества и развития музыкальных способностей. Вот некоторые направления музыкальной деятельности, в которых компьютер играет все большую роль.Это создание и использование музыковедческих баз данных, нотно-издательская деятельность, система управления партитурой в реальном времени, создание аранжировки и оригинальные композиции с использованием программ секвенсоров, синтеза звука и электронной музыки, интерактивных исполнительских систем, реставрация старых записей, звукорежиссерская работа, подготовка фонограмм и клипов, системы алгоритмической музыки и т.п.

Цели курса: сформировать ИКТ-компетентность педагогов по музыке, совершенствовать навыки владения информационно-компьютерными технологиями, навыками критического мышления в образовательном процессе для развития музыкальных и творческих способностей обучающихся, повышения интереса, мотивации к занятиям музыкой, совершенствования форм и методов педагогического процесса, повышения результативности занятий музыкой; разработать итоговую творческую презентацию «Музыкальная информатика» с использованием ИКТ технологии; рассмотреть педагогические основы использования ИКТ в практике педагога по музыке. .

Каким образом будет проходить обучение?

Дистанционный курс проходит на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/, где предусматривается организация дистанционной поддержки преподавателям и обучающимся. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль. Для входа на на портал каждому участнику курса предоставляется логин и пароль.

Выдаваемые документы:

По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса - Удостовение о повышении квалификацииАНО ДПО "Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки "Мой университет" с указанием объема курса - 108 часов.


Как записаться на курс?

1. Необходимо выбрать удобную для Вас дату начала обучения (перед кнопкой "Записаться на курс")
2. Нажать на кнопку "Записаться на курс" и зарегистрировать "Личный кабинет"
3. Произвести оплату за обучение.
4. Заполнить раздел "Анкетные данные" в "личном кабинете" (указав точный почтовый адрес с почтовым индексом и загрузить диплом об образовании).
5. После заполнения раздела "Анкетные данные" Вы будете зачислены на дистанционный курс повышения квалификации (на электронную почту Вам придет уведомление о зачислении на курс).

Loading...Loading...